Ровно 50 лет назад космос впервые заговорил женским голосом. "Величайшая женщина ХХ столетия". "Мисс Вселенная". Сегодня кажется, что на ее месте просто не мог быть кто-либо другой. Но их было пятеро – амбициозных, воодушевленных, натренированных самим Гагариным. Натренированных так, как, по признанию самой Валентины Терешковой, сейчас и не снилось. Центрифуга с перегрузкой 12 единиц вместо нынешних восьми. И гнетущая тишина, которой тогда еще пугал космос:

"Сидели 8 суток в абсолютной тишине. Эта сурдокамера находилась на высоте 5 километров. Врачи наблюдали, как будет вести себя космонавт, не сойдет ли он с ума, не будет ли галлюцинаций. Я читала в сурдокамере потрясающие стихи Некрасова".

Затем "Восток -6" и старт. Так вызывающе с космосом еще не разговаривал никто. "Эй, небо, сними шляпу, я иду к тебе" - это не было ее вариантом гагаринского "Поехали!". В этом было что-то исключительно женское, перед которым шляпу сняло все человечество. Ей тогда следовало преодолеть не только себя, но и стереотипы. Даже Гагарин, услышав в космическом эфире бравый голос своей воспитанницы, не удержался и намекнул ей на морское отношение к женщинам на корабле:

"Как только пошла ракета, я крикнула: "Эй, небо, сними шляпу, я иду к тебе". И вдруг услышала слова Юрия Гагарина: "Ты забыла поговорку моряков". Я замолчала на какое-то время. А потом ты не можешь молчать. Когда ты видишь землю, то это восторг! Такое чувство, что чем дальше ракета тебя уносит от Земли, тем ближе ты к ней становишься".

"Марс - это моя любимая планета. Конечно, наша мечта — побывать на Марсе, узнать, была ли там жизнь. Но, к сожалению, мы же понимаем человеческий предел. Первые, скорее всего, полеты на Марс будут в одну сторону, я так думаю. Но я готова".Ракета могла унести ее слишком далеко. Туда, где планета уже видна только в воображении. Терешкова быстро поняла, это билет в один конец. Отрапортовала на землю. Там сориентировались мгновенно. Ведь, наверное, и поэтому тоже Гагарин придумал ей позывной "Чайка". Чтобы далеко от берега не улетала:

"Была нештатная ситуация. Ошибка заключалась в том, что на спуске программа была запланирована не на приземление, а на подъем орбиты. В первые же сутки я заметила ошибку, доложила Сергею Павловичу Королеву. Когда я приземлилась, он сказал: " "Чаечка", я тебя прошу, не надо об этом говорить". Я дала слово Сергею Павловичу. Не я его нарушила. Тайна была раскрыта".

Начатая Терешковой эра "женской космонавтики" взяла паузу почти на двадцать лет. Цепь роковых совпадений не позволила осуществиться мечте Сергея Королева о запуске женского экипажа. К идее вернулись в восьмидесятых, но в итоге ограничились одной Светланой Савицкой. В девяностых на орбиту вышла Елена Кондакова.

Их мало, но каждая – номер один. Терешкова – первая. Савицкая – первая в открытом космосе. Кондакова - первая в продолжительном полете. Елена Серова– станет следующей. Ее старт планируется осенью 2014-го. И она тоже первая. В новом тысячелетии. Хотя, говорит, что первой на все времена останется только одна женщина:

"Несмотря на то что она является космонавтом № 6, она останется на все времена первой. Несмотря на то что её полет длился всего двое суток, 22 часа и 50 минут, она совершила грандиознейший прорыв, героический поступок, который стал примером для всех женщин в мире".

Валентина Терешкова – это и сегодня имя космической величины. Есть кратер в ее честь на Луне. Малая планета 16-71 тоже Chaika. А сама она мечтает о Марсе. Готова встретиться с ним хоть сейчас. Даже если на этот раз это будет тот самый билет в один конец:

В этой готовности - вся Терешкова. Говорит, что после тех трех космических суток ее жизнь, как полет. И во сне, и наяву. "Чайка" – это навсегда. Имя собственное. Кажется, напиши Чехов свою "Чайку" после Терешковой, многие, наверное, так и думали бы, что тоже в ее честь. Хотя в самом этом женском старте как раз и было что-то чеховское. Он знаменовал собой рождение нового театра. Театра, в котором уже не все главные роли мужские