Главная » 2011 » Июнь » 25 » Взгляд на войну из нынешнего века
17:29
Взгляд на войну из нынешнего века
Если завтра война...

Томский исследователь Ирина Яшутина изучала участие рабочих в деятельности оборонных обществ в предвоенные годы. Тогда в городах и поселках Западной Сибири быстро росла сеть оборонных массовых организаций. Например, в 1926 году членами Сибирского Авиахима были 116 тысяч человек. Одних только спортивно-технических кружков было 108. Именно в таких кружках занимались наши земляки, отличившиеся потом в боях. Вся страна знает, что трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин свою лётную карьеру начал в Новосибирском аэроклубе. В Прокопьевском аэроклубе занимались три будущих летчика — Героя Советского Союза, а в Тайге — сразу пять! Там начинался путь в небо слесарей, токарей и железнодорожников.

Часто проводились «Недели обороны». Например, зимой 1928—1929 годов поездку по Сибири совершал будущий маршал Семен Буденный и, выступая на съезде в Новосибирске, он как раз и говорил о том, что нужно развивать это движение. Многие, наверно, помнят фразу «Наш ответ Чемберлену». А ведь это были не просто слова — в фонд с таким названием поступили 415 тысяч рублей.

Активно развивались Доброхим и Авиахим. Тысячи добровольцев-сибиряков учились стрелять, водить автомобили и мотоциклы, управлять легкими самолетами. Сдать нормы ГТО и ПВХО считалось делом чести — значки носили с гордостью. Было понимание, что необходимо развивать физкультуру и спорт, а не только бегать в противогазах. Вот цифры: в 1927 году по всей Сибири на развитие физкультуры и спорта затратили 70 тысяч рублей, а десять лет спустя в одной только Новосибирской области более полутора миллионов рублей выделил бюджет, еще два миллиона добавили профсоюзы.

СибВО — фронту

Директор Института военного образования ТГУ Валерий Голиков сделал подробное сообщение об истории Сибирского военного округа в годы войны.

В 1939 году на территории округа были расквартированы четыре стрелковые дивизии; в Новосибирске — 78-я дивизия. По плану реорганизации Красной армии на их базе должны были развертываться новые части. С лета этого года началось развертывание новых стрелковых соединений: за основу обычно брали один из полков дивизии с уже созданной новой материально-технической базой. И уже к 1 декабря 1939 года в Новосибирске была сформирована 133-я стрелковая дивизия, а в нашей области — 194-я. Строго по плану действовать не получалось — вносила коррективы международная обстановка. Так, во время войны с Финляндией на фронт отправилась 37-я стрелковая дивизия СибВО, которая за успехи в боях была награждена орденом Красного Знамени.

6 июля 1940 года Совнарком решает сформировать 23 новых стрелковых дивизии — в каждой по три тысячи человек. 225-я дивизия формируется в Бердске и Татарске, и уже в апреле 1941 года она отправляется в Харьковский военный округ.

Развертывание такого количества частей было бы невозможно без подготовки офицеров. В СибВО были четыре военно-пехотных училища — Омское, Новосибирское, Кемеровское и Тюменское, артиллерийское (Томское), военно-политическое (Новосибирское). До начала войны в Сибирь передислоцировались Белоцерковское военно-пехотное и Тульчинское стрелково-минометное училища, а в Омске было развернуто училище интендантское. Готовили кадры запаса и 24 вуза.

Созданное в декабре 1938 года в Красноярске 31-е авиационное училище уже в апреле следующего года было переведено в Новосибирск и преобразовано в Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов. В сентябре школа перебралась в Бердск.

С началом Великой Отечественной войны началось развертывание новых частей в соответствии с мобилизационным планом. Командующий войсками округа генерал-лейтенант Степан Калинин возглавил 24-ю армию, созданную в СибВО, и уже на пятый день войны получил боевую задачу. С января 1942-го по апрель 1944-го округом командовал генерал-лейтенант Н. Медведев, а затем его сменил генерал-лейтенант В. Курдюмов.

После того как отправилась на фронт хорошо укомплектованная и оснащенная 24-я армия, осенью 1941 года формируются еще 12 стрелковых дивизий, а также стрелковых бригад. В Новосибирской области формируются 175-я и 235-я стрелковые дивизии. Причем формируются они в основном из военнообязанных старших возрастов. Молодежь оказывается в частях, создающихся с зимы 1941 года, — там молодых парней будет уже больше, чем мужчин с жизненным опытом.

Чтобы повысить качество подготовки боевых резервов, формируются специальные запасные бригады. К концу 1941 года в сибирских запасных и учебных частях подготовили и отправили на фронт 35 стрелковых и 35 лыжных батальонов, 251 стрелковую роту и 43 команды связи. Пополнения не хватало, поэтому на базе военных училищ создаются шесть курсантских стрелковых бригад. Одна из них — 147-я — формируется из курсантов Новосибирского военно-пехотного училища. На фронт из СибВО отправляются также 15 бронепоездов и сформированная в марте 1942 года в нашем городе 278-я истребительная авиационная дивизия. По инициативе новосибирцев в области формируется 150-я добровольческая стрелковая дивизия. Инициативу новосибирцев подхватывают омичи, красноярцы и жители Алтайского края. Так создается 6-й Сибирский добровольческий стрелковый корпус.

В феврале 1943-го формируется и отбывает на фронт 140-я стрелковая дивизия НКВД — в район Курской дуги. В этом же месяце создаются семь отдельных женских стрелковых бригад численностью по 2600 человек; одна из них — Новосибирская. В основном эти бригады в боях не участвовали — они сопровождали военные грузы и несли комендантскую службу.

Всего на фронт из СибВО было направлено 2 млн 641 тысяча человек. А еще в самых сложных условиях округ создал в 1941—1942 годах семь новых военных училищ и две авиационные школы пилотов, принял и разместил эвакуированные из европейской части страны 20 военных училищ, шесть лётных школ и военную академию. В целом за годы войны СибВО подготовил и отправил на фронт 178244 командира. Из них: пехотинцев — 34 процента, артиллеристов — 21, зенитчиков — 5, связистов — 6,5, инженеров и оружейников — 2,5 процента, танкистов и медиков — по 2, автомобилистов — около 3 процентов, интендантов — более 3,5, политработников — 2,5 процента. Были подготовлены также 12123 пилота (около 7 процентов), штурманы (2 процента) и авиационные техники (6 процентов).

Воины-сибиряки внесли огромный вклад в Победу, их как огня боялись фашисты. 14 сибирских дивизий стали гвардейскими, многие были удостоены почетных наименований и орденов.

Женщины на войне

Красноярский историк Наталья Барсукова занимается темой «Женщины на войне». Она изучила, как «приобщались к службе» женщины во время Второй мировой войны.

«По массовости и широте привлечения» представителей прекрасного пола на военную службу Советский Союз превзошел все другие государства — по разным данным, от 490 тысяч до более чем миллиона женщин были призваны в армию в годы войны. В Германии женщины служили в основном во вспомогательных войсках. Но, в отличие от Советского Союза, там женщины не могли стать летчиками-истребителями, снайперами и даже водителями танков. Это объясняется тем, что в Германии и СССР взгляды на место и роль женщины в современном обществе были различными.

В Германии главным был принцип трех «К» (церковь, кухня, дети), а в СССР, наоборот, быстро развивались идеи эмансипации, отказывались от традиционных представлений о роли женщины. Но в самом начале войны и у нас очень многие рассматривали службу женщин в армии как явление противоестественное. Поэтому их призывали в основном для службы в тылу, на должности телефонисток и телеграфисток в войска связи. Однако, как отмечает исследователь, коррективы внесла тяжелая обстановка на фронте. Именно поэтому в середине 42-го года принимается решение значительно увеличить мобилизацию женского контингента. Теперь женщины служат не только в войсках связи, штабах, медицинских и тыловых службах, но и овладевают боевыми специальностями — летчиков, зенитчиков, танкистов.

Вывод Натальи Барсуковой таков: «Привлечение немецких и советских женщин к военной службе в годы Второй мировой войны было вынужденной мерой, связанной с тем, что фронт военных действий слишком расширился, а мужских ресурсов не хватало». И в СССР, и в Германии женщин направляли в первую очередь в части, находившиеся достаточно далеко от линии фронта. Однако есть и отличия: в СССР женщин нередко призывали в боевые части, а в Германии эта практика применялась лишь в самые последние месяцы войны. Историк полагает, что опыт использования женского контингента во Второй мировой войне показал, что привлечение женщин к военной службе — это необходимость. Ведь их служба в качестве медсестер, связисток, поваров, пекарей, кладовщиц позволяет высвободить немало мужчин для службы именно в боевых частях.
Просмотров: 463 | Добавил: ohara1976 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: